Очерки — Роксолана

samuraika Post in Кино и книги
0

Павел Загребельный «Роксолана. Роковая любовь Сулеймана Великолепного»

Этот отзыв был написан мной для сайта — ЛитРес. Там он не был опубликован, по-видимому, пришелся не по вкусу редакторам. Думаю, любое мнение имеет право на существование. Поэтому, немного дополнив, размещаю его тут.
По стилю изложения это произведение логичнее сопоставить с историческим очерком, чем с романом. Но, в тоже время, для исторического очерка не все изложенные тут факты достоверны. Имеет место художественный вымысел. Читается практически как учебник по истории, только все достаточно сжато. Не большие, периодически встречающиеся вставки с художественным изложением питают слабую надежду на то, что вот-вот начнется уже сам роман. И этим удерживают внимание читателя. Думается — «вот сейчас, наконец, закончатся эти описания и перечисления и начнется сам роман». Но… Единственное утешение, что ближе к концу вставки чуть длиннее и встречаются чуть чаще.
Сюжетной линии нет. Рассказ о жизни Роксоланы больше как взгляд историка, чем литератора. Событий мало. Образы героев раскрыты слабо (с точки зрения романа). Часто говорится о том, что Хуррем было тяжело, никто не любил, все ненавидели. Но, кроме нескольких сплетен и пары косых взглядов ничего больше не приводится. Все её философские размышления (которых, кстати, не так уж и много) и переживания сводятся к одному — воспоминания тех дней, когда её увезли из дома и продали. Как будь-то в жизни её ничего больше и не было. Это, вполне возможно, самое тяжелое её жизненное испытание, но не единственное же оно у нее. Она как-никак жена султана. Причем, посягнувшая не на один устой того времени. Что конкретно сделала она, возвеличивающего её образ в истории, опять же не приведено. Всю книгу она просто ждет, ждет, пока все свершится само.
Личность султана весьма сомнительна. Если он действительно был столь равнодушен, столь инфантилен и безразличен ко многому, то как мог такой человек стать Великолепным? Представлен практически бесхарактерным, с редкими проявлениями властности и твердости. Любовь его к Роксолане удивительна своей однобокостью. Он любил её только веселую, только спокойную, только умеющую поддержать. Раздражался при малейшем проявлении ею своей слабости и человеческой натуры. Можно ли назвать такую любовь настоящей?
Окончание книги претендует на интригу, недосказанность, намек. При этом, этот самый намек идет в разрез, опять таки, с историей.
Хорошо еще, что тут не собрана вся грязь, которую любят изображать, описывая жизнь в гаремах. В целом, книга дает представление о событиях того времени стороннему наблюдателю. Не очень подробно, что бы не допустить слишком много вымысла, но и не скомкано, на сколько это возможно, умещая в одной книге события целого века.
Автор: Samuraika
« Prev: :Next »

Leave a Reply

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha